О вертолете "Exec 162F"
Аэроклуб "ТвистЭйр" Вверх О нас Самые О вертолете "Exec 162F" О легкой авиации

 

Эту статью я написал еще в Питере - но уже имея опыт сборки (еще не эксплуатации) "Экзека"

А.Ламеко (Из выходящего в Харькове журнала "Авиация общего назначения" N 3-1998г.)


EXEC 162F В РОССИИ И СНГ является наиболее известным по нескольким причинам, главная из которых - давнее и успешное присутствие на рынке. "Exec 162F" - новейшая разработка фирмы, в которой были серьезно доработаны минусы предыдущей модели "Exec 90", а также появился новый 150-сильный двигатель. К настоящему моменту даже модель 162F претерпела ряд изменений, направленных на устранение выявленных
в процессе эксплуатации недостатков.
Сразу отметим, что приступая к сборке "кита" (любого), всегда нужно быть готовым к тому, что приобретенный комплект может кое в чем отличаться от того, что описано в руководстве по сборке, поскольку фирмы-производители постоянно работают над улучшением (или удешевлением) конструкции, а переиздавать руководства по сборке хронически не успевают. Иногда это отставание носит довольно существенный характер. Пример: на нашем "Exec" в масляную ванну ведущей цепи согласно руководству устанавливается
алюминиевая втулка одной из осей, которая крепится эпоксидным клеем. С комплектом пришла фторопластовая, без пояснений, чем ее крепить. Зато с отверстиями то ли под заклепки, то ли под болты. Вообще в таких случаях рекомендуется обращаться к производителю, что мы и сделали, тем более, что пришла пора проверить, как работает служба технической поддержки фирмы "Rotorway". Оказалось - работает оперативно, ответ на наш запрос по e-mail был получен буквально в течение часа. Вообще нужно сказать, что электронная почта - единственный способ оперативной связи с производителями "китов" - телефон, учитывая, что производители все обитают в США - слишком дорогое удовольствие.

КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

Это восемь коробок и ящиков разных габаритов, имеющих общий вес брутто около 750 кг. Мелкие детали и нормали, как водится, разложены по картонным пластинам и упакованы вакуумной пленкой. Все детали имеют свой номер, который, в отличие от кита "Mini-500", является не просто порядковым номером в списке, а указывает на принадлежность к конкретному агрегату или узлу сборки. Это удобно, хотя можно было бы и попроще. Умники из фирмы "Rotorway" не потрудились отделить зерна от плевел, поэтому все индексы деталей, видимо, взяты из технологических индексов фабрики, где готовится "кит". Фокус в том, что, например, ферма (для нас
- одна довольно сложная железка) состоит из множества отдельных (у них на заводе), а теперь уже сваренных (для нас) деталей. В комплекте поставки каждая из этих деталей упомянута отдельно, так же, как и вся ферма целиком, поэтому впервые вскрыв прибывший груз и начиная проверку целостности поставки, вдруг обнаруживаешь, что тебя терзают смутные сомнения - а где же?! Вот деталь, да еще целый список! А это все - уже готовая ферма. В остальном - порядок. На сегодняшний день мы в полученном комплекте не обнаружили (вернее, обнаружили что не обнаружили) нехватки, хотя некоторые предметы искать пришлось довольно долго и находили мы их в самых неожиданных местах. Единственное, чего могло бы быть побольше, это временных фиксаторов мест установки заклепок Сleco - их в комплекте около 100 шт., а нужно около 300 (запасайтесь заранее). В остальном состав и качество комплекта оценены коллективом очень высоко. Но не расслабляйтесь - внимание не повредит, особенно при сборке валов и эксцентриков, где все же понадобилось (хотя и не предполагалось) дополнительно шлифовать детали для приведения в соответствие с другими элементами. Возникло также несколько более серьезных вопросов, по которым пришлось обратиться на фирму за разъяснениями. О них нужно просто рассказать, т.к. это, похоже, штатные моменты сборки.

При установке шкива Х на вал У выяснилось, что шкив садится лишь наполовину, пришлось вмешаться.
При установке вала привода вентилятора обнаружено, что установить его вертикально невозможно, пришлось слегка увеличить регулировочные пазы в месте установки.
При установке цепи и ремня главного привода вал несущего винта стал прогибаться, что и не удивительно, если взглянуть на его конструкцию.

Впрочем, это уже рабочие моменты сборочного процесса и мы расскажем о них более подробно после окончания сборки: возможно, к выходу апрельского номера вертолет уже будет готов к летным испытаниям.
Вернемся к комплекту поставки. Как уже упоминалось выше, качество деталей и конструкторская проработка приятно порадовали глаз и ум. Машина несравнимо серьезнее, чем "Mini-500", что отражается и в руководстве по сборке. Если у "Mini" руководство состоит из единственного альбома объемом около 500 страниц, включая иллюстрации, то Rotorway проделал поистине отличную работу, которая, видимо, на сегодняшний день является образцом того, как нужно делать подобное руководство.

Во-первых, это два тома руководства непосредственно по сборке общим объемом около 2000 страниц. В начале подробно описываются общие правила и приемы сборки, методы работы с отдельными материалами, деталями и узлами. А дальше начинается сам процесс, шаг за шагом: снимок - описание, буквально каждый рабочий момент.

Во-вторых, с комплектом приходят 8 видеокассет, где все, о чем написано в руководстве, наглядно показано, причем в печатном и видео вариантах тексты практически совпадают, а чтобы было проще работать, в печатном варианте расписано по минутам и секундам, где на какой кассете находится тот или иной раздел. Отличная работа! Отдельные неувязки, конечно, есть, но если бы эта работа была выполнена вообще без помарок, "Rotorway" имел бы право претендовать на Нобелевскую премию. Единственный серьезный момент -
все, конечно же, на английском (вернее, американском) языке. Следуя начавшейся с "Mini-500" традиции, мы перевели на русский все печатные материалы и сейчас заканчиваем дублирование видеокассет, что значительно облегчит жизнь будущим обладателям "китов".
Кроме того, нами готовится и перечень необходимых инструментов, без которых собрать "Exec" невозможно. Все вместе взятое позволит сэкономить на сборке около двух месяцев, что весьма важно. Кстати, время сборки, заявленное производителем (как весело заметил один из европейских дилеров "Rotorway": 1 человек - 300 часов, 300 человек - 1 час) нужно смело умножить на 5 - будет больше похоже на правду.

ЕЩЕ О СБОРКЕ

На сегодняшний день мы практически закончили монтаж основных узлов и агрегатов, навесного оборудования и электрики. На очереди - работа с пластиковыми деталями. Само по себе их качество очень хорошее, детали выклеены с уже нанесенным гелькоутом, что существенно облегчит подготовку к покраске: шпаклевочные работы почти не требуются, чего никак нельзя сказать о "Mini". Однако стыковка пластиковых деталей друг с другом и фермой требует определенного приложения сил и смекалки, т.к. местами придется не только подрезать пластик, но кое-где его и наращивать. Интересно, а есть ли в природе "кит", в котором пластик не требует подгонки?
Будем искать.

Кроме того, в кабине "Exec" вообще отсутствуют шумопоглощающие материалы. В "Mini-500" после отделки кабины поставляемым фирмой материалом, шума в ней почти не чувствуется. "Exec" же вообще отличает изрядный аскетизм внутри. Но здесь открывается широкое поле деятельности для любителей тюнинга. Кстати, о тюнинге. Нас очень сильно удивило расположение вариометра: он стоит в самом низу консоли приборной панели и однозначно, независимо от калибра пилота и пассажира, закрывается коленом: странное решение, тем более, что на самом видном месте приборной панели достаточно места. Однако, оно зарезервировано под панель
радиостанции.

Места в кабине, конечно, поменьше, чем в "Mini". Два человека 50-го размера там помещаются, но места остается только для их зубных щеток. Проблема размещения дорожных сумок решается навешиванием под фюзеляжем штатного багажника (в комплект поставки не входит). Там же размещается бак для химикатов при работе на агрохимии.

"EXEC" В РОССИИ

По слухам, за последние несколько лет в страну было привезено и собрано больше десяти машин (по некоторым данным - до 20). Сами мы пока живьем видели только одну. Собственно, она стоит сейчас у нас в салоне и история ее весьма поучительна. Несколько лет назад комплект был приобретен одной петербургской фирмой и собран, однако на первых же испытаниях, так и не поднявшись в воздух, машина опрокинулась и была сильно повреждена. Пришлось заказывать дополнительные детали, включая лопасти, навесное оборудование, остекление... Восстановление заняло еще пару лет и к этому времени терпение и энтузиазм участников этого
эксперимента окончательно иссякло. Наши специалисты осмотрели вертолет и пришли к выводу, что машина была собрана, мягко говоря, без знания предмета. Судьба вертолета незавидна и, скорее всего, он будет разукомплектован и продан на запчасти. А пока машина стоит у нас в качестве наглядного пособия на тему "Как не стоит собирать "киты".

Еще один случай, о котором следует упомянуть, является примером того, что мелочей в этом деле не бывает. Несколько лет назад в Москве потерпел аварию "Exec", на который была установлена радиостанция намного мощнее той, что рекомендована производителем. Это привело к тому, что при включении передатчика мгновенно вышел из строя бортовой процессор FADEC и машина совершила вынужденную посадку на МКАД (Московскую кольцевую автодорогу).

ЧТО ГОВОРЯТ У НИХ

У них, в основном, ругают клиноременной привод хвостового винта (это три последовательных ремня, позволяющих без использования редукторов изменить горизонтальную плоскости вращения ведущего шкива на вертикальную для ведомого шкива на валу хвостового винта). Вопрос, конечно, актуальный, и жесткий вал был бы, несомненно, предпочтительней. Но фирма пока никак не реагирует на подобную критику, заявляя, что при соблюдении "Руководства по эксплуатации" данная схема вполне надежна.

Кстати, о "Руководствах". Их три (приходят вместе с "китом"): "Руководство по летной эксплуатации", "Руководство по обслуживанию двигателя" (а он, напомню, - собственная разработка фирмы "Rotorway"), и "Руководство по подготовке пилотов для данного типа вертолета". Все эти материалы также переведены на русский язык фирмой "Refly".

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется сказать, что потребность в подобной легкой машине явно назрела и "Exec162F" фирмы "Rotorway" - пока единственный реальный кандидат на эту должность ("Mini-500" все же одноместный).
Хотя...На очереди - знакомство с "Ultrasport 496". И, похоже, не только с ним.


Примечание автора спустя 4 года. За это время мы набрали достаточно опыта эксплуатации легких вертолетов, чтобы стать более разборчивыми и придирчивыми. Кроме того, появился новый двухместный вертолет "Сафари" (ранее - Baby Belle), выпускаемый канадской компанией CHRI. Этот вертолет и раньше привлекал наше внимание, но получив достаточно информации о нем, мы сделали однозначный вывод: Exec - хорошая дорогая игрушка, требующая к себе слишком много внимания. "Сафари" по сравнению с ним - хорошая дорогая рабочая лошадка. Первые вертолеты "Сафари" уже собраны в России и мы надеемся вскоре ознакомить читателей с опытом эксплуатации этих машин. 

 

Вверх ] Сравнение с другими ] Авиамагазин      АВТОЖИРные страницы  НОВОСТИ

Пишите нам: jjhelicopters@mtu-net.ru
Copyright © 2000-2001 Mr.Twistair
Крайние изменения произведены: марта 22, 2002

Rambler's Top100 Service Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день. Экстремальный портал VVV.RU